Історія Міфи і Факти



Страшнее войны. 

Как эпидемия испанского гриппа в начале ХХ века затмила Первую мировую



Зловещие тайны «Титаника»: мистические подробности катастрофы века

Вероятно, гибель «Титаника» стала самым известным кораблекрушением в истории, которое продолжает привлекать к себе внимание даже столетия спустя. 
Дата 15 апреля 1912 года отмечена в истории крупнейшей морской катастрофой XX века — в Атлантике, по пути из Саутгемптона (Великобритания) в Нью-Йорк (США), натолкнувшись на айсберг, затонул крупнейший пассажирский лайнер «Титаник».

История «Титаника», корабля-легенды, окружена многочисленными тайнами и мифами, широко известными и не очень. 

Крушение «Титаника» 


В 1898 году писатель Морган Робертсон написал книгу «Тщетность, или Гибель "Титана"». Сюжет был слишком знакомым. Робертсон писал о корабле «Титан», совершавшем своё первое плавание через Атлантику, который столкнулся с айсбергом и затонул. На лайнере не оказалось достаточного количества спасательных шлюпок, но его описывали как «непотопляемый», так как это был самый большой корабль своего времени. Всё это нам отлично знакомо… но эта история была написана за 14 лет до гибели «Титаника»

 Многие задавались вопросом, был ли Робертсон писателем-прорицателем, но им возражали, что Робертсон просто знал, о чём говорит, так как писал в основном о морских делах. Возможно, он видел, как океанские лайнеры становились все больше и больше, и задавался вопросом об опасностях этого, в том числе и об угрозе айсбергов. Когда после гибели «Титаника» Робертсона прямо спросили, был ли он ясновидящим, тот ответил: «Нет, я знаю, о чём пишу, вот и всё».



«Тита́ник» (англ. Titanic) — британский трансатлантический пароход, второй лайнер класса «Олимпик». Строился в Белфасте на верфи» с 1909 по 1912 год по заказу судоходной компании «White Star Line». На момент ввода в эксплуатацию являлся самым большим судном в мире. В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года во время первого рейса потерпел крушение в северной Атлантике, столкнувшись с айсбергом.
«Титаник» был оборудован двумя четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. Вся силовая установка обладала мощностью 55 000 л. с. Лайнер мог развивать скорость до 23 узлов (42 км/ч). Его водоизмещение, превышавшее пароход-близнец «Олимпик» на 243 т, составляло 52 310 т. Корпус судна был изготовлен из стали. Трюм и нижние палубы разделялись на 16 отсеков переборками с герметичными дверями. При повреждении днища попаданию воды в отсеки препятствовало двойное дно. Журнал «Shipbuilder» назвал «Титаник» практически непотопляемым, это высказывание получило широкое распространение в прессе и среди общественности. В соответствии с устаревшими правилами «Титаник» был оснащён 20 спасательными шлюпками, суммарной вместимостью 1178 человек, что составляло лишь треть от максимальной загрузки парохода.
Каюты и общественные помещения «Титаника» разделялись на три класса. К услугам пассажиров первого класса были представлены плавательный бассейн, корт для игры в сквош, ресторан «À La Carte», два кафе, гимнастический зал. Во всех классах имелись обеденные и курительные салоны, открытые и закрытые променады. Наиболее роскошными и изысканными были интерьеры первого класса, выполненные в различных художественных стилях с использованием дорогих материалов, таких как красное дерево, позолотавитражное стекло, шёлк и прочие. Каюты и салоны третьего класса оформлялись максимально просто: стальные стены окрашивались в белый цвет либо обшивались деревянными панелями.Перейти к разделу «#Внутреннее убранство»
10 апреля 1912 года «Титаник» отправился из Саутгемптона в Нью-Йорк, в свой первый и единственный рейс. Совершив остановки во французском Шербуре и ирландском Квинстауне, лайнер вышел в Атлантический океан с 1317 пассажирами и 908 членами экипажа на борту. 




Принцип действия паровой машины тройного расширения, аналогичной по устройству с теми, которыми был оборудован «Титаник»





Начальная стадия строительства. На переднем плане киль «Олимпика», на заднем — «Титаника», 1909 год









Тренажерный зал на "Титанике"


Один из ресторанов
Кафе Parisien, 
Салон и зал для курения. Помещения для пассажиров первого класса



Капитан Эдвард Джон Смит


До "Титаника" суперлайнеры совершили сотни и сотни рейсов через океан, но лишь один раз произошло столкновение с айсбергом, которое не привело к серьезным повреждениям судна и гибели людей. 
Сегодня как и ранее вину капитану Эдварду Смиту ставится, что он не снизил скорость, зная о риске встретить айсберги. Когда после катастрофы общественности стало известно о радиограммах, предупреждающих о возможном наличии айсбергов, разразился скандал.
 Но по мере расследования становилось ясно, что подобная практика вполне обычна для судовых компаний. Хотя именно капитан отвечал за безопасность судна над ним, как и над другими капитанами, довлел негласный приказ сверху ни в коем случае не нарушать графика. В случае с «Титаником» давление было, как считают, даже более явным – на первом рейсе судна присутствовал председатель и директор – распорядитель (сейчас бы его назвали «генеральный директор») компании «Уайт Стар Лайн» Джозеф Брюс Исмей. Именно по его указанию по свидетельству некоторых очевидцев капитан не только не сбавил ход после предупреждения о возможном нахождении айсбергов на пути, но и прибавил скорости.
На самом деле лишь одна радиограмма*, полученная незадолго до столкновения, указывала на то, что льды находятся в непосредственной близости прямо по курсу «Титаника», но именно эта радиограмма так и не дошла до капитана. Вина в этом старшего радиста, в это время он передавал и получал телеграммы пассажиров «Титаника» и в запарке просто не успел передать их в рубку, приняв ее за очередное уже далеко не первое за сутки предупреждение. Радист не знал ни точный курс судна, ни его координаты в этот момент и оценить важность радиограммы просто не мог. Впрочем, он не должен оценивать их важность, а просто обязан был немедленно передать радиограмму капитану. Почему он этого не сделал, выяснить так и не удалось, старший радист Джек Филлипс.

Здесь, однако, стоит заметить, что хоть ночь была ясная, но безлунная, то есть проще сказать, было очень темно и в такой темноте, крайне сложно увидеть на расстоянии нескольких миль айсберг, для того чтобы его безопасно обойти. Одной из причин, что в ясную погоду айсберг был замечен слишком поздно очень часто называют отсутствие биноклей у наблюдателей на марсе ( наблюдательный пост на передней мачте судна). Так же, один из матросов упоминает небольшую дымку, появившуюся незадолго до столкновения и резко ухудшившую и без того слабую видимость. Но вот увеличилась бы вероятность увидеть айсберг раньше, если бы у наблюдателей были бинокли? Спорное утверждение. Бинокли в такой темноте, когда нет ориентиров и линия горизонта теряется в тумане и в темноте ночи, почти бесполезны. Наблюдатель в такой ситуации намного более вероятно заметит объект невооруженным взглядом и лишь затем попытается его рассмотреть с помощью бинокля. Вот здесь отвлечемся буквально на полминуты от нашего повествования и заметим, что плавучие льды представляют опасность даже для современных судов оснащенных радарами. Так в 1959 году в своем первом рейсе погибло норвежское судно ледового класса (!) «Ханс Хеттофт». Погиб весь экипаж и все пассажиры – 100 человек, а в 2007 году в южной Атлантике затонуло круизное судно «Эксплорер», обошлось без жертв. ** Количество судов погибших при столкновениях с айсбергами только в ХХ веке перевалило за четверть тысячи.

Когда говорят об экипаже судна обязательно вспоминают судовой оркестр.


«В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них нельзя сравнить с тем, какой совершили эти несколько музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а вода подбиралась к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, была их реквиемом. Она дала им право быть занесенными навечно в списки героев» Согласно легенде последней композицией, которую они играли, был христианский гимн: «Ближе, мой Бог, к Тебе». Именно ноты этого гимна выбиты на памятной плите в честь музыкантов "Титаника" в Саутгемптоне.

         Однако, сегодня известно, что оркестр по приказу капитана (важно было не допустить паники) играл лишь яркие и непринужденные танцевальные мелодии. Получается "Титаник" тонул не под торжественные и мрачные звуки гимна, а под беспечные мелодии рэгтаймов джазового оркестра. Спустя десять дней в океане нашли тело руководителя оркестра Уоллеса Генри Хартли, саквояж со своим главным сокровищем - скрипкой он привязал к себе. Спустя 100 лет на аукционе его скрипка будет продана за полтора миллиона долларов…
Пассажиры
В Саутгемптоне на борт «Титаника» поднялось 943 пассажира (195 первого класса, 255 второго класса и 493 третьего класса).
 Максимальная пассажировместимость «Титаника» составляла 2439 человек (739 мест в первом классе, 674 во втором и 1026 в третьем), но в апреле спрос на трансатлантические рейсы был традиционно низок, поэтому «Титаник» был загружен только наполовину. На темпе продажи билетов пагубно отразилась и шестинедельная забастовка угольщиков, которая закончилась всего за четыре дня до отплытия из Саутгемптона. Забастовка вызвала перебои с поставкой угля, нарушив графики отправления в рейсы пароходов, и потенциальные пассажиры «Титаника» были вынуждены изменить свои планы. Чтобы не смещать дату отправления лайнера в первый рейс, руководство «Уайт Стар Лайн» приняло решение пополнить угольные бункеры «Титаника» за счёт других кораблей компании, пришвартованных в Саутгемптоне. Некоторые пассажиры задержанных рейсов согласились пересесть на «Титаник», причём с понижением класса, так как билеты на новый лайнер стоили дороже.


 Почему затонул «Титаник»?
Мистика началась еще на этапе строительства роскошного лайнера. Согласно легенде, еще когда судно закладывалось на верфях, корабелы не раз слышали загадочные стуки в той части корабля, где располагалось второе дно. Существует мнение, что, поскольку строительство «Титаника» велось в спешке, в корпусе случайно мог остаться замурованным кто-то из рабочих. И именно его дух впоследствии мог загубить корабль.
Впрочем, есть и другие мистические объяснения произошедшей с «Титаником» катастрофы. Одна из них гласит, что в серийный номер корпуса корабля – 3909 04 – был заложен антихристианский код. Как гласит миф, некоторые строители судна, негативно относившиеся к католической церкви, вложили в шестизначный номер секретное послание. Если посмотреть на зеркальное отражение номера, то различима надпись «No Pope» (в переводе означает «Нет Папы»). Ирландские протестанты полагали, что эти слова имеют отношение к Папе Римскому, и именно поэтому божественное возмездие не заставило себя долго ждать, потопив лайнер в первом же его плавании.
Другая легенда гласит, что в крушении «Титаника» виновен необычный груз, находившийся на его борту. Один из пассажиров, историк лорд Кэнтервиль, перевозил через Атлантику в деревянном ящике прекрасно сохранившуюся египетскую мумию жрицы-прорицательницы. Сторонники этой версии уверяют, что случаи загадочной гибели людей, побеспокоивших покой древних захоронений, нередки. Особенно часто разрушителям своих могил мстят египетские правители. Поэтому мумия, находившаяся на борту корабля, вполне могла свести счеты со своим обидчиком, вместе с историком отправив на дно океана все судно и многих его пассажиров. Проделками мумифицированной жрицы объясняют и тот факт, что капитан «Титаника», имея предупреждение об айсбергах, не сбросил скорость и тем самым обрек судно на верную гибель. Именно мумия, как гласит легенда, лишила рассудка капитана Смита.
Страшное предчувствие
Говорят, что некоторым пассажирам за несколько дней до отплытия приснились сны о том, что судно тонет, а они становятся жертвами трагедии. Этим объясняют отказ от плавания некоторых пассажиров. Например, лондонский бизнесмен по имени Джон Миддлтон две ночи подряд видел страшные сны, оказавшиеся вещими, в котором корабль тонул, а люди барахтались в воде. Напуганный Миддлтон отложил свое путешествие в Америку, и это спасло ему жизнь.
Были и те, кто поднялся на борт корабля, но на остановке в Куинстауне, поддавшись необъяснимому предчувствию, покинул судно. Это была последняя остановка «Титаника» и последний шанс покинуть судно живым, и многие матросы и инженеры воспользовались им. Известна и история история старшего помощника капитана Генри Уайлда, опытного моряка, ранее служившего на «Олимпике» – судне, аналогичном «Титанику». Незадолго до отплытия из Англии Уайльд писал своей сестре: «И все-таки мне не нравится это судно, оно оставляет у меня какое-то странное, необъяснимое ощущение. Ощущение какой-то опасности, ненадежности». Несмотря на это, он не стал отказываться от плавания и погиб во время катастрофы.
Пассажиры-призраки
Правдивы или нет эти легенды, но корабль действительно затонул, и даже после гибели его сопровождает масса леденящих душу легенд. Широко распространены сведения, что из воды спустя несколько десятилетий после катастрофы доставали выживших пассажиров «Титаника», якобы провалившихся во времени. Например, 24 сентября 1990 года в Атлантике, в 340 километрах юго-восточнее Исландии, рыбаки норвежского траулера «Фоссхаген» обнаружили и сняли с айсберга примерно тридцатилетнюю женщину, одетую по моде начала ХХ века. Спасенная назвалась миссис Винни Каутс из Саутгемптона и утверждала, что чудом спаслась с тонущего «Титаника», только что на ее глазах погрузившегося в пучину. Такая пассажирка действительно значилась в списках пассажиров, но на момент, когда её обнаружили рыбаки, ей должно было исполниться 108 лет, хотя выглядела она на 29 – именно столько лет Винни Каутс было, когда затонул «Титаник». «Это сверхъестественно, – заявили 27 врачей и учёных, обследовавших спасённую, – похоже, что эта женщина в течение 78 лет находилась во "временном искажении". Она ничуть не постарела». Однако очень быстро спасенная женщина состарилась и умерла.
А почти через год, 9 августа 1991 года, команда исследовательского судна норвежского военно - морского флота «Ларсон Нэейпер» в 365 километрах юго-западнее Исландии (почти на том же месте) подобрала со спасательной лодки ещё одного человека, назвавшегося свидетелем гибели «Титаника». И это оказался не кто иной, как сам капитан «Титаника» Эдвард Джон Смит. На нём была униформа пароходной компании «Уайт Стар», также при нём нашли старинную трубку для курения. Отпечатки пальцев найденного человека совпали с отпечатками, содержащимися в морских документах 80-летней давности и принадлежащими капитану Смиту. Дальнейшую судьбу спасённого Эдварда Джона Смита норвежские власти засекретили.
Но это не помешало просочиться информации о капитане и об еще одной странной находке норвежских мореплавателей: в 1994 году они выловили из вод Северной Атлантики 10-месячную девочку, привязанную к спасательному кругу с символикой «Титаника».
И уж совсем невероятную историю рассказывали члены команды рыболовного судна, в 1992 году сломавшегося в водах Атлантики. Судно остановилось, и рабочие занялись ремонтом. Вдруг из глубин океана, как рассказывают ошеломленные рыбаки, всплыл огромный корабль, по палубам которого в панике метались пассажиры. Через несколько минут судно-призрак вновь ушло под воду. Из-за неработающего двигателя норвежцы не могли подойти к месту катастрофы и оказать помощь плавающим в ледяной воде людям. Рыбаки дали радиограмму об этом невероятном событии. Ее приняли в штабе ВМС США. В указанный район срочно направился американский военный корабль, находившийся неподалеку. Ему удалось поднять из воды 13 человек, облаченных в спасательные жилеты. Все они были живы. А дальше на эту историю опустилась плотная пелена секретности. Пентагон отказался давать какую-либо информацию. Правительство Норвегии тоже.
Однако эксперт по морским катастрофам Филин Старнес заявил репортерам: «Возможно, в данном случае было перемещение людей во времени и переход их в другое измерение. Анализом происшествия занимается специальная группа исследователей. Могу только подтвердить, что 14 декабря 1992 года “Титаник” всплыл на поверхность и на его борту были живые люди».
Загадочный сигнал SOS
Через шестьдесят лет после катастрофы, 15 апреля 1972 года, Ллойд Детмер, радист американского линкора «Теодор Рузвельт», принял сигнал SOS. Сквозь помехи в наушниках прорывалась морзянка с призывом прийти на помощь тонущему «Титанику».
Из любопытства Детмер решил затеять расследование и разыскал в военных архивах донесения своих коллег-радистов о том, что и они получали аналогичные сигналы. Интересно, что SOS якобы с «Титаника» были приняты в 1924, 1930, 1936 и 1942 годах, то есть раз в шесть лет. О 1978, 1984, 1990 годах ничего не известно, но в апреле 1996 года появилась очередная информация о сигнале SOS с «Титаника», полученным канадским судном «Квебек».
Некоторые ученые полагают, что «в поле пространства-времени сформировался фантом радиосигнала». И именно его и ловят моряки. Причем, по мнению ученых, периодичность «радиоматериализации» фантома работает в обе временные стороны. То есть SOS должен был ловиться не только в будущем, но и в прошлом: в 1906, 1900, 1894 (и так далее) годах. Впрочем, в то время это было невозможно, так как сам радиосигнал был открыт только в 1895 году.
И тем не менее, в 1896 году в Англии вышла книга абсолютно никому не известного автора Моргана Робертсона. В его романе «Тщетность» подробно описана гибель огромного пассажирского парохода. Место гибели – Атлантика, на пути из Англии в Америку. Время – весна 1912 года. Название парохода – «Титан». Случайное ли это совпадение или оно имеет под собой мистическую основу?
А самые отчаянные исследователи-аномальщики уверены, что Эдвард Джон Смит, капитан реального «Титаника», незадолго да катастрофы получил свой собственный сигнал SOS. Якобы этим можно объяснить его оцепенение, неожиданную попытку изменить курс. И то, что настоящий сигнал о помощи был передан примерно с двухчасовым опозданием.
В пользу такой версии говорит и то, что корабли «Олимпик» и «Карпатия» получили SOS с «Титаника» в 23 часа 17 минут, тогда как корабль столкнулся с айсбергом только в 23 часа 40 минут и никак не мог передать SOS 23 минутами раньше.
Обреченное судно
Все предания, связанные с гибелью непотопляемого лайнера, так или иначе говорят о том, что «Титаник» был обречен. Так ли это, и есть ли мистика в его гибели и в том, какие слухи ходят вокруг катастрофы века? Возможно, именно сегодняшней ночью, в 105-ю годовщину катастрофы, которую потерпело роскошное судно, кто-то из моряков наткнется в холодной Атлантике на очередные зловещие и мистические послания с затонувшего «Титаника».







Женщина, которая помогла мужчинам сесть на Луну. Это Маргарет Гамильтон рядом со своим рукописным кодом для полета «Аполлон-11». В 1969 году она руководила написанием программы для бортового компьютера «КА Аполлон» и фактически спасла миссию.

Перед прилунением компьютер был перегружен из-за обновления данных. Но подход асинхронного исполнения, который использовала Гамильтон, позволил проигнорировать второстепенные запросы и выполнить только те, которые были критичны для посадки. Модуль сел на поверхность Луны.





Винсент Ван Гог "Звездная ночь над Роной", 1888 год.







Адольф Гитлер во время разговора с княгиней Ольгой Греческой, женой короля Югославии, 1939 год.

















Эйнштейн и Чаплин были друзьями. На этом фото 1931 года они вместе присутствуют на премьере фильма «Огни большого города». По легенде, тогда между ними случился такой разговор:
— Что меня впечатляет больше всего в вашем искусстве, так это универсальность. Вы не произносите ни слова, но весь мир вас понимает, — сказал Эйнштейн.
— Это так, но ваша слава впечатляет куда больше: весь мир восхищается вами, хотя никто вас не понимает, — ответил Чаплин.





Сержант полиции Гамбурга Эрнст Мюллер и его собака едут на вызов, Германия, 1955 год






Обличчя української історії 

Грушевський Михайло Сергійович 



1. Походження.
Народився в 29 вересня 1866 року, в м. Холм, нині Польща. Батько – Грушевський Сергій Федорович. Уродженець Холму.
Михайло Грушевський виріс на Кавказі – спочатку в Ставрополі, а потім у Владикавказі.
Дід Михайла Грушевського, який благословив онука на навчання у Києві в університеті Святого Володимира, був за життя нагороджений двома орденами Святої Анни, бронзовим хрестом, орденом святого рівноапостольського Володимира, – і йому було подаровано дворянство. Саме дід навчався у Тифліській гімназії і в Київському університеті на історико-філологічному факультеті.
2. Навчання
З 1880 навчався у Тифліській гімназії, а в 1886-90 – на історико-філологічному факультеті Київського університету. В травні 1894 захистив дисертацію на тему «Барське староство» і отримав ступінь магістра.
В університеті Михайло Грушевський працював під керівництвом Володимира Антоновича. Уже на третьому курсі Грушевський пише наукову роботу «История Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV века», яку 1890 було удостоєно золотої медалі.
1890-1894 – професорський стипендіат Університету св. Володимира. У травні 1894 захистив магістерську дисертацію «Барское староство. Исторические очерки».
В цей період свого життя брав активну участь у дальності київської громади.
3. Львів.
В 1894 за рекомендацією В. Антоновича переїхав до Львова, де посів кафедру української історії у Львівському університеті. У 1898-1913 роках Грушевський, очолюючи Наукове Товариство ім. Шевченка у Львові, проводив величезну роботу по реорганізації товариства за зразком європейських академій наук, збиранню фондів, створенню бібліотеки і музею. У 1895-1913 роках редагував «Записки Наукового Товариства ім. Шевченка». Михайло Грушевський створив у Львові школу істориків України, до якої належали І. Крип'якевич, І. Джиджора, О. Терлецький, С. Томашівський, В. Герасимчук, М. Кордуба.
Протягом 1897–1898 років М. Грушевський пише І-й том своєї фундаментальної праці — «Історія України-Руси», наприкінці 1898 року ця робота була надрукована у Львові. Незабаром Грушевський видає ще два томи своєї праці. Ця робота була щиро прийнята в Галичині, проте заборонена російським урядом.
Політичну діяльність Михайло Сергійович Грушевський розпочав у Галичині, де в 1899 став одним в засновників Української Національно-Демократичної партії. В роки першої російської революції багато часу проводив на Наддніпрянській Україні.
4. Повернення до Києва. Заслання.
В 1907 році Грушевський організував і очолив Українське Наукове Товариство у Києві. В 1908 році, продовжуючи свою політичну діяльність, став одним з ініціаторів створення і головою Товариства Українських Поступівців, яке об'єднало більшість українських партій та національно-громадських організацій.
В цей період Грушевський видав ряд публікацій щодо українського питання – «З біжучої хвилі» (1906), «Визволення Росії і українське питання» (1907), «Наша політика» (1911), «Вільна Україна» (1917).
Початок Першої світової війни Грушевський зустрів у своєму маєтку в селі Криворівня у Карпатах. Через воєнні дії він не зміг одразу вирушити до Києва. Його маршрут пролягав через Угорщину, Австрію, а далі Румунію, що на той момент була нейтральною державою.
Російська влада була вороже налаштована до вченого і по його поверненні 11 грудня 1914 року Грушевського заарештовано жандармерією у Києві за звинуваченням в австрофільстві та причетності до створення Легіону Українських січових стрільців.
Відправлений на заслання до Симбірська (нині м. Ульянівськ), склав головування в УНТ. Завдяки клопотанню Петроградської АН, Грушевському було дозволено переїхати до м. Казані та займатися науковою роботою із забороною викладацької діяльності.
31 березня 1916 вчена рада Львівського університету позбавила його посади професора. У вересні 1916 переїхав до Москви, де розгорнув активну громадсько-політичну діяльність. Відновив роботу московської філії Товариства українських поступовців, брав участь у роботі видавництва «Украинская жизнь». Прагнув об'єднати опозиційні українські сили. Продовжував наукову роботу, працював в архіві МЗС Росії, Румянцевській бібліотеці (нині Російська державна бібліотека) над матеріалами до 8-го тому «Історії України-Руси».
5. У Центральній раді
4 березня 1917 в Києві засновується Українська Центральна Рада. 20(07) березня 1917 УЦР у Києві заочно обрала Грушевського головою (одностайно обраний 19(06) квітня 1917 на Всеукраїнському національному конгресі). Грушевський приєднався до Української партії соціалістів-революціонерів.
Центральна Рада діяла протягом 14 місяців. Першим Універсалом було проголошено автономію України в складі Російської федеративної республіки. Третім Універсалом Центральна Рада проголосила Українську Народну Республіку, а 22 січня 1918 Четвертим Універсалом – повну політичну незалежність України від Росії.
29 квітня 1918 в Києві вже відбувся державний переворот і влада перейшла до рук гетьмана Павла Скоропадського.
Після падіння Центральної Ради Грушевський деякий час (у лютому - березні 1919 року) перебував у Кам'янці-Подільському, де редагував газету «Голос Поділля».
6. Еміграція
У березні 1919 емігрував до Чехословаччини. Жив у Празі, потім у Відні як представник закордонної делегації УПСР. Розгорнув широку публіцистичну й наукову діяльність.
Був одним із засновників громадської міжнародної організації – комітету незалежної України та заснував Український соціологічний інститут (УСІ; діяв спочатку в Празі, потім у Відні). В цей час Грушевський переглянув свої погляди з питань державного будівництва. Запропонував концепцію української національної держави-республіки з безкласовим соціальним ладом («Початки громадянства. Генетична соціологія», 1921).
В 1920-22 роках редагував орган Української Партії Соціалістів-Революціонерів: «Борітеся - поборете!», часописи «Східна Європа» і «Наш стяг». Жив також у Женеві, Берліні і Парижі.
7. Грушевський - академік.
1923 року був обраний академіком ВУАН. У березні 1924 року із сім'єю приїхав до Києва. Працював професором історії в Київському державному університеті. Був обраний академіком Всеукраїнської академії наук, керівником історико-філологічного відділу. Очолював археографічну комісію ВУАН, метою існування якої було створення наукового опису видань, надрукованих на території етнографічної України в XVI-XVIII століттях. Через шість років його обрали дійсним членом Академії наук СРСР. У 1924-1931 роках очолював історичні установи ВУАН.
Проте невдовзі Михайла Сергійовича заарештували як керівника так званого Українського націоналістичного центру, але незабаром звільнили. В березні 1931 року його було вислано до Москви, наукові установи, створені ним, ліквідовано, співробітників і учнів заарештовано. Все це негативно вплинуло на здоров'я вченого.
8. У Москві.
Від 1931 року змушений був жити в Москві. У січні 1934 року Володимир Затонський виступив на сесії ВУАН, зробивши основний акцент на критиці академіка Грушевського. Близькість до російських кадетів, орієнтація на німецький імперіалізм у боротьбі з «навалою більшовизму», звинувачення у дворушництві, сумнівність наукової порядності – далеко не повний перелік «гріхів», які посипалися на вченого. 23 березня 1931 року Грушевського заарештували як «керівника Українського націоналістичного центру», вигаданого чекістами. Коли він відмовився визнавати ті «свідчення», які з нього «вибили» слідчі погрозами ув'язнити його доньку Катерину, 5 січня 1933 року справу екс-голови Центральної Ради закрили зі зловісним, водночас, поясненням-вердиктом –з огляду на його смерть.
9. Смерть у Кисловодську.
Наприкінці 1934 року Грушевський відпочивав у одному з кисловодських санаторіїв і несподівано захворів на карбункул. Операцію цю провів головний лікар місцевої лікарні, котрий хірургом не був. Перед цим він відмовив Грушевському в проханні бути прооперованим його давнім і перевіреним другом.
Михайло Грушевський помер 25 листопада 1934 року.
Наступного дня газета «Вісті» від Ради Народних Комісарів УСРР вмістила повідомлення про смерть. У постанові Раднаркому зазначалося: «Зважаючи на особливі наукові заслуги перед Радянською Соціалістичною Республікою академіка Грушевського М. С., Рада Народних Комісарів УСРР постановила: Поховати академіка Грушевського М. С. в столиці України - Києві. Похорон взяти на рахунок держави. Для організації похорону утворити урядову комісію в такому складі: тт. Порайко (голова), Богомолець, Палладін, Корчак-Чепурківський. Призначити сім'ї академіка Грушевського М. С. персональну пенсію 500 крб. на місяць».)
Похований на Байковому кладовищі Києва (ділянка №6, біля Вознесенської церкви). Автори пам'ятника скульптор І. В. Макогон і архітектор В. Г. Кричевський.
10. Міф про президентство
У сучасній українській спільноті існує міф про Грушевського — президента УНР, запроваджений Дмитром Дорошенком. Міф прижився в публіцистиці й у науковій літературі.
З погляду формального, юридичного, а відтак і наукового, Грушевський не був президентом Української Народної Республіки. Такої посади в УНР не існувало, також її не передбачала Конституція, яка була ухвалена в останній день функціонування Центральної Ради. Невідомий жодний акт, учинений Грушевським як президентом УНР.
Водночас кваліфікація Грушевського «президент Ради» була тоді досить поширеною, особливо в газетних публікаціях. Це ймовірно пов'язане з тим, що ще одне значення слова президент – голова. Зокрема Грушевський послуговувався візиткою, де був напис французькою мовою «President du Parlament D'Ukraine» (президент парламенту України — тодішній відповідник сучасного Голови Верховної Ради України), а також пізніше підписувався «бувший президент Української Центральної Ради». В протоколах засідань Ради він називався українським словом «голова». Таким чином Грушевський був не головою УНР, а головою Центральної Ради УНР.



Ви ніколи не задумувалися, звідки походять назви титулів правителів?
*Король - варіація імені Карла Великого
*Імператор - іменник до латинського дієслова "imperare" - керувати. Тобто, імператор - керівник
*Кайзер, цар, цісар - цезар. Більшість римських імператорів мали титул "Цезар" (Гай Юлій Цезар Октавіан Август, Гай Юлій Цезар Август Германік та ін.), який згодом трансформувався в інші слова.
*Фараон - грецьке спотворення єгипетського "per-oh", тобто "великий дім"
*Халіф - з арабської, "заступник"
*Султан - цим словом в Корані позначалася влада

1 комментарий: